Кафедра экологии управления природопользованием
Перечень вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности: 09.00.08
философия науки и техники (2000/2001 уч.год)
Предмет и задачи философии науки и техники.
Генезис взаимоотношения философии и науки.
Сциентизм и антисциентизм как философская проблема.
Объяснение и понимание в науке.
Комплексные проблемы науки.
Соотношение истины и ценности в научном познании.
Проблема методологии в науке.
Смысл и значение научных революций.
Динамика развития науки.
Принцип системности и системный подход в научном познании.
Синергетика и синергитический подход.
Генезис метода моделирования
Системный подход в экологии.
Особенности моделирования экосистем
Основные философские проблемы естествознания.
Философские проблемы техники и технических наук.
Тенденция материализации и информатизации в современной науке.
Экологизация современной науки.
Тенденция дифференциации и интеграции науки.
Философские проблемы социальных наук.
Философские проблемы гуманитарных наук.
Роль социально-гуманитарных наук в управлении обществом.
Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского.
Концепция устойчивого развития и перспективы науки.
Список литературы:
Введение в социальную экологию.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М. ,1998.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1987.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М. ,1987.
Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996.
Мамедов Н.М. Проблемы экологии. М., 1990.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
Печчеи А. Человеческие качества. М. ,1986.
Проблемы экологии России. М., 1993.
Самоорганизация и наука. М., 1994.
Современная философия науки. М. ,1996.
Степин B.C. и др. Философия науки и техники. М., 1994.
Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. М., 1998.
Философия и методология науки. Ч. I и II. М. ,1994.
Ценности познания и гуманизации науки. М.,1992.
Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1997 г.